Гроф С. - За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии (2005): тесная связь между сознанием и мозгом не доказывает, что сознание является продуктом мозга

Обновлено 15 марта 2017г. в 19:01: Импортировано с форума
Книга известного американского ученого, доктора медицины Станислава Грофа - документальное отображение и систематизация огромного числа наблюдений в изучении необычных состояний сознания.
Что делать ученому, столкнувшемуся с данными, не вписывающимися в существующую парадигму науки? Чтобы не выставить себя посмешищем, нужно очень тщательно разбираться в вопросе. Чем, собственно автор и занялся. Первая глава - "ПРИРОДА РЕАЛЬНОСТИ: ЗАРЯ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ" обязательна к прочтению каждому, кто хоть как-то считает свои взгляды научными. В этой главе дается история изменения научных взглядов. Привычная история науки, где каждый ученый вносил свой опыт в существующую ныне парадигму науки - несколько далёк от истины. В реальности каждому времени присущи свои взгляды на мироздание и все те далекие во времени научные мужи доказывая свои законы не стремились доказать существующую атеистичную картину мира. Взять Хотя бы Дарвина. Предлагая теорию эволюции, он никак не отрицал существование Бога.

Есть одна забавная параллель. Станислав Гроф - это чисто Иван Гирин из книги "Лезвие бритвы" Ивана Ефремова. В том смысле, что его труд перекликается с идеей Гирина о психофизиологии и они вместе начинали с ЛСД. Кто читал эти книги, найдет не одно забавное совпадение. Смысл книги можно свести к объяснению следующей мысли. Привожу цитату, ибо не хочу излагать лаконичнее.
Вера в то, что сознание производится головным мозгом, разумеется, не совсем произвольна. Она основывается на большом числе наблюдений в клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии, которые указывают на тесную связь между различными аспектами сознания и физиологическими или патологическими процессами в головном мозге - такими, как травмы, опухоли или инфекции. Например, контузия мозга или кислородная недостаточность могут привести к потере сознания.

Опухоль или травма височной доли влекут за собой иные искажения сознательных процессов, отличающиеся от тех, что вызваны префронтальными поражениями. Инфекционные заболевания мозга или применение некоторых лекарственных средств с психоактивными свойствами (снотворных, стимуляторов или психоделиков) тоже способствуют характерным изменениям сознания. В некоторых случаях изменения сознания из-за неврологических расстройств настолько специфичны, что могут помочь в коррекции диагноза. Больше того, успешное нейрохирургическое или иное медицинское вмешательство может вызвать отчетливое клиническое улучшение.

Эти наблюдения без всякого сомнения демонстрируют существование тесной связи между сознанием и головным мозгом, однако, не обязательно доказывают, что сознание является продуктом мозга. Логика этого полученного механистической наукой вывода весьма сомнительна, и, разумеется, можно себе представить теоретические системы, которые объясняли бы имеющиеся данные совершенно иначе. Иллюстрацией может послужить такой простой пример, как телевизор. Качество изображения и звука строго зависит от правильной работы всех компонентов, а неисправность или поломка какого-то из них приведет к весьма специфическим искажениям.

Телевизионный механик может найти неисправный компонент по характеру искажения и устранить поломку, заменив или отремонтировав нужные детали. Никто из нас не увидит в этом научного доказательства того, что программа должна генерироваться в телевизоре, поскольку телевизор - искусственная система, и ее функции хорошо известны. А ведь как раз такой по типу вывод получен механистической наукой в отношении мозга и сознания.
Скачать на koob.ru

1 комментарий


Позиция Грофа мне так и непонятна.

Исходя из вышеприведённого отрывка, может сложиться впечатление, что он стоит на позиции дуализма (разделения мозга и сознания)

Эти наблюдения без всякого сомнения демонстрируют существование тесной связи между сознанием и головным мозгом, однако, не обязательно доказывают, что сознание является продуктом мозга. Логика этого полученного механистической наукой вывода весьма сомнительна,
Однако, в следующих своих рассуждениях он пишет:

Хотя это кажется абсурдным и невозможным с точки зрения классической
логики, человеческая природа демонстрирует интересную двойственность. Иногда она приземляет себя до механистических интерпретаций, приравнивая человека к его телу и функциям организма. В других случаях она выявляет совершенно иной образ, предполагая, что человек может функционировать как безграничное поле сознания, трансцендирующее материю, пространство, время и линейную причинность. Для того, чтобы описать человека всесторонним и исчерпывающим способом мы должны принять парадоксальный факт, что он есть одновременно и материальный объект, т. е. биологическая машина, и обширное поле сознания.
В физике результаты субатомных экспериментов зависят от концепции и
подхода экспериментатора; в каком-то смысле волновой вопрос приносит волновой ответ и за вопросом о частице следует ответ о частице. Возможно, в ситуациях, связанных с человеком, концепция исследователя о человеческой природе и организация эксперимента могут повлиять на его исход. Можно было бы последовать примеру H. Бора и удовлетвориться простым совмещением этих двух противоположных, но взаимодополняющих образов, которые оба верны лишь частично. Однако некоторые достижения в математике, физике, изучении мозга обнаружили существование новых механизмов, открывающих многообещающие перспективы. В будущем эти с виду несовместимые образы человеческой природы будут, вероятно, синтезированы и интегрированы элегантным и исчерпывающим способом.
Что как раз указывает на необходимость рассматривать мозг и сознание как единое..