Смыслов Д.В. История отношений России с международными финансовыми организациями | История новой России

История взаимоотношений СССР и МВФ, а также вопрос о том, кто, кому и за что должен. В частности, РФ от СССР согласно доктору экономических наук, профессору Смыслову Д.В. досталось 31% всех активов СССР и долг в полном объеме (с условием того, что все его финансовые и материальные активы СССР принадлежат правопреемнице СССР). Весьма актуально на фоне принятых в Конституции поправок. Также рассмотрена история реформ - "от плановой к рыночной".

1 комментарий

     Еще одним чрезвычайно важным для СССР – а после его распада и для России – мотивом к сотрудничеству с международными финансовыми организациями было резко возросшее бремя внешнего долга. В 1991 году этот долг оценивался в 65,3 млрд долларов и превышал уровень 1985 года в 2,3 раза. По величине долга СССР находился на втором месте в мире после Бразилии[2]. 
В условиях прогрессировавшего распада СССР проблема советского долга резко обострилась из-за противоречий между бывшими союзными республиками относительно дележа долговых обязательств и активов. Под нажимом «большой семерки» 28 октября 1991 года 12 республик (кроме стран Балтии) и союзное руководство подписали Меморандум «О взаимопонимании относительно долга иностранным кредиторам СССР и его правопреемников». В нем новые суверенные государства объявили себя «юридически связанными обязательствами» перед иностранными кредиторами бывшего СССР и приняли на себя «солидарную ответственность» по его долгам. А 4 декабря 1991 года в Москве был заключен Договор «О правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР», в соответствии с которым республики обязались участвовать в погашении и нести расходы по обслуживанию советского долга в «согласованных долях», установленных на основании специально разработанного единого агрегированного показателя. В результате на Россию пришлось 61% советского долга и 31% активов. 
      Кредиторы считали, что раздел ответственности республик по выплате закрепленных за ними долей противоречил принципу солидарной ответственности, которого они продолжали придерживаться. Поэтому они не признали этот договор. К тому же его реализация была сорвана: ни одна из подписавших договор республик, кроме России, попросту не платила. Поскольку на конец 1992 года только Россия сделала взносы в счет погашения долга, кредиторы и впредь ожидали выплат лишь от нее. 
       В конечном счете и руководство России, и западные кредиторы, и озабоченные их интересами МВФ и Всемирный банк пришли к выводу, что наиболее рациональным и безболезненным выходом из создавшегося положения будет принятие «нулевого варианта»: Россия полностью берет на себя обязательства по внешним долгам бывшего СССР, но при этом заявляет о своем праве на все его финансовые и материальные активы. Решение о правопреемстве России было принято политическим руководством страны и лично Б. Н. Ельциным. 
      Забегая вперед, отметим, что соглашения по «нулевому варианту» были двусторонними, но требовали согласия стран-кредиторов. Такое согласие было дано на сессии Парижского клуба 2 апреля 1993 года. Хотя соглашение России с Украиной по данному вопросу было достигнуто лишь в декабре 1994 года, там же Россия объявила себя единственным правопреемником по всем долгам бывшего СССР и обязалась погашать их в полном объеме.