Кто-то может посоветовать литературу по воспитанию детей в свете этого сайта?

28 комментариев

помнится, Ефимов советовал http://spbgau.ru/student_life/health/books/node/1620
Еще мне понравился Сухомлинский, но во первых, пока не применял, во вторых, у него слишком много давления и требований.
Буду искать золотую середину между крайностью ОШО ("расслабься, ты никому ничего не должен, будь собой ...") и крайностью Сухомлинского ("чтобы стать Человеком, ты должен, должен, должен...").
http://www.baby-club.ru/earlier/book/ «После трех уже поздно», Масару Ибука
http://www.koob.ru/lesgaft/family_educ Семейное воспитание ребенка и его значение
Лесгафт П.Ф..
http://book.tr200.net/v.php?id=2838263 Не упускайте своих детей Автор: Гордон Ньюфелд, Габор Матэ
http://www.koob.ru/hazrat_inayat_khan/ochishenie_uma Очищение ума
Хазрат Инайят Хан.
По книге «После трёх уже поздно (Масару Ибука, 1991)» есть отдельное обсуждение на этом форуме. Присоединяюсь к рекомендации. В книге описан возраст от 1 до 4 лет.

С 4 до 8 рекомендую ознакомиться с книгой ВП СССР «Нам нужна иная школа». Это возраст начала учёбы и именно в этот период очень важно, чтобы у ребёнка не пропал интерес к обучение, в принципе.

И, наконец, рекомендую работы Макаренко, напрмиер: Педагогическая поэма (Макаренко Антон, 1931). У него довольно много статей и выступлений. Автор серьёзно подошёл к вопросу "что такое воспитание?" и "Что такое воспитание советского человека?", а учитывая более чем успешный опыт воспитания трудных детей предложенную книгу сложно переоценить. Возраст - всё что старше 8-10.

Интересная статья: Воспитание воина (Верещагин Олег, 2009). Некоторые особенности воспитания мальчиков.
Как любовь формирует мозг ребенка Автор: Герхардт Сью Этерна, 2013

В книге объясняется, почему любовь необходима для развития мозга в первые годы жизни ребенка и как влияют особенности эмоционального взаимодействия между младенцами и их родителями на дальнейшее его развитие и к каким последствиям приводит.
http://tolv-tallerker.livejournal.com/tag/gerhardt
Вопрос о совести. Возник спор, когда появляется совесть у ребенка. От рождения?- не похоже... . Зависит ее появление от типа психики предков? Когда же она появляется у человека и от чего это зависит?
Хочу спросить у форумчан. Возник вопрос о совести. Когда у человека просыпается это чувство? В детстве, или позже? К половому созреванию? Кто может пояснить?
Одним из признаком проснувшейся совести является стыд, в детском саду детишкам стыдно бывает, значит и совесть уже работает.
Появление стыда не настолько сущностное состояние как пробуждение совести,
тут скорее метод внешнего воздействия - "и не стыдно?!"
Недаром говорят "нет ни стыда, ни совести" разделяя эти понятия.
Стыд - скорее некоторый (социальный) дискомфорт ... "ну и стыдоба".."а чего тут стыдиться?"
С уважением
Egonen:
Хочу спросить у форумчан. Возник вопрос о совести. Когда у человека просыпается это чувство? В детстве, или позже? К половому созреванию? Кто может пояснить?
Начну с разницы между совестью и нравственностью. Нравственность - вот она формируется не сразу. Причём источники её формирования могут быть самыми разными - от культурной среды в целом, до наставлений мамы и надписей на заборе. Совесть же - это способность к самостоятельному формированию нравов (нравственности), способность самостоятельно их нарушать, при наличии такой необходимости и вот она есть в нас с самого момента нашего самоосознания.

Самое лучшее вспомнить себя. Существуют различные техники вспоминания в той же ДОТУ в главе посвящённой вхождению в управление собственной жизнью предлагается механизм вспоминания причинно-следственных связей вплоть до рождения. Аналогичный опыт можно подчерпнуть из книг Кастанеды в том что касается перепросмотра. Или что-то похожее даст каббалический поиск "внутреннего стержня". Следование любой из написанных рекомендаций даст вам понимание возраста пробуждения совести.

Личной мой опыт подсказывает, что совесть во мне ощущалась как минимум с двух лет.

Другой вопрос, что совесть можно усыпить, и тогда разговор переходит в русло повторного пробуждения совести, а оно может так никогда и не наступить. Хотя, теоретически, перед смертью...
Если так, и совесть не дана по каким- то причинам в детстве, плохой родовой эгрегор, или воспитание, то - это приговор? Нет связи с Богом и сплошные проблемы по жизни?
Egonen:
Если так, и совесть не дана по каким- то причинам в детстве, плохой родовой эгрегор, или воспитание, то - это приговор? Нет связи с Богом и сплошные проблемы по жизни?
Бессовестные младенцы — это очень сильное утверждение. Плохое воспитание бывает уже сильно позже, а значит говорить мы можем в этом случае об уснувшей совести. родовой эгрегор как-то тоже не об этом.

Надо уточнять вопрос.
Egonen:
Если так, и совесть не дана по каким- то причинам в детстве, плохой родовой эгрегор, или воспитание, то - это приговор? Нет связи с Богом и сплошные проблемы по жизни?
- нет, это не так.
Совесть априори наличествует в личностном устройстве, только "базируется" в той или иной совокупности личностных качеств, как взаимосвязях, и их личностной значимости.
Весь вопрос в воспитании - в работе сознания эти взаимосвязи не должны стать малозначимыми, под воздействием со стороны воспитателей на этапе начального формирования личности 2-3-4 года в зависимости от типа личностной структуры. Поскольку именно изначально "совесть" и не дает личности провалиться в небытие посредством своих поступков, изначально ещё не осознаваемых в должной мере.
С уважением
Т. е., совесть при рождении есть у всех, но уровень проявления у каждого разный? Поднять это чувство на должный уровень- это задача воспитания?
Egonen:
Т. е., совесть при рождении есть у всех, но уровень проявления у каждого разный? Поднять это чувство на должный уровень- это задача воспитания?
Мне нравится ход ваших мыслей. Есть некоторые вопросы к формулировке, но мне не хватит уровня дотошности, чтобы их озвучить.
Egonen:
Т. е., совесть при рождении есть у всех, но уровень проявления у каждого разный? Поднять это чувство на должный уровень- это задача воспитания?
Совершенно верно.
Но тут достаточное число нюансов.
Во-первых, совесть - это не какой-то отдельный самостоятельный атрибут личностного устройства, а совокупность взаимосвязей и взаимодействий различных личностных качеств, заявляющих о себе и проявляющихся в различных жизненных ситуациях.
Поэтому нельзя "просто взять и заложить" совесть.
Требуется кропотливая фиксация (воспитателем) тех личностных состояний ребенка, при которых, наблюдается "пробуждение совести".
Более того, если сам воспитатель не будут придерживаться сам, тех же проявлений (в поведении и эмоциональной реакции на то или иное в происходящем) то простых увещеваний (или морализаторства на эту тему), скорее всего будет недостаточно, а эффект может быть обратным и грозит, к тому же, потерей (морального) авторитета воспитателя.
(Это в частности и к вопросу о нянях и гувернантках... да и о родителях тоже)
Во-вторых, в нынешние времена, проявление совести встречается реже, чем ранее, особенно в "деловых" отношениях, и необходимо обучение и навыкам общения с людьми, совестью особенно не обладающими, и/или пытающими её использовать в собственных корыстных целях (но так, чтобы не возникло разочарование в жизни вообще и окружающих в частности, могущее привести к значительным расстройствам, особенно на стадии формирования психики личности, со всеми последствиями этого в дальнейшем).
И в третьих, любое формирование такого типа личностных качеств или "фиксация" состояний, всегда является определенным личностным стрессом и важно "не перегнуть палку", вгоняя формирующуюся личность в дистрессовое состояние, её разрушающее.
С уважением
Andy:
интересное интервью по теме образования (Илья Михнюк)
[https://www.youtube.com/watch?v=bIujc-vVGzA]
Опасная реклама коммерческой организации эксплуатирующей патриотические чувства родителей.

У ВП СССР есть Аналитический сборник по вопросам педагогики с одноимённым названием "Нам нужна иная школа". "Познавательное" ТВ снова заигрывает с КОБ. Может это тест такой, по поводу качества освоения указанных материалов?

Почему ни слова не сказано про:

  • правильное чтение;
  • навыки десятипальцевой печати;
  • основы психологии;
  • теорию управления;
  • историческую науку;
  • обществознание;
  • и т.д. по тексту работы.

Ничего по существу, вместо этого постоянный акцент на низкой квалификации педагогов и элементарной физкультуре.
Почему ни слова не сказано про: ...
там же говорят, это первое интервью, далее будет более подробно. может быть и об этом скажут. может быть )
У ВП СССР есть Аналитический сборник по вопросам педагогики с одноимённым названием "Нам нужна иная школа". "Познавательное" ТВ снова заигрывает с КОБ
прежде чем давать здесь видео, я немного полюбопытствовал что это за проект и он показался мне близким к вышеупомянутому девизу
сайт проекта http://pedpoema21.ru/
Там есть такие персоны как Ефимов, Куклачев, Базарный. Первые два мне знакомы и вызывают доверие. Интервью Базарного процентов на 90 совпадает с моим пониманием. Опять же он упоминал что они работают с Куклачевым (а он в свою очередь на сайте Школы доброты даёт ссылку на педпоэму21 http://www.wellfond.ru/)
Куклачев и Михеев в интервью ссылаются на советского педагога Сухомлинского. О котором писал в начале этого поста и он вызывает у меня абсолютное доверие, как человек глубоко понимающий детей.
Конечно, надо более подробно изучить, кто такие Базарный, Щетинин и Михеев. Располагаю ли я достаточным различением, чтобы разобраться в этом, вот в чем вопрос )
Проект «Педагогическая поэма 21 века: нам нужна иная школа» заслуживает отдельного разговора.

Прошу прощения за резкость, но в силу важности вопроса, а важность формирования мировоззрения детей переоценить сложно, у меня обостряется подозрительность. В конце концов сейчас время такое, опасное, когда то тут то там появляются учителя и пытаются под вывеской благородной идеи впарить некий суррогат. Говорят "КОБ в массы" а на деле идеи-то совсем другие. Власть пока только заигрывает с концепцией. То тут то там "заикаясь" и "запинаясь" "правильными" словами. Что будет дальше все мы знаем: придут провокаторы-просветители.

Да, на сайте этого есть ряд видео известных в КОБ и около-КОБ-овских кругах персон. Но только для чего эти видео там размещены? Может быть это авторы? Нет. Это ширма для настоящей работы. Ролики - это реклама. Та же самая реклама которую использовали белоленточники в 2012 (я помню, ведь мне тоже предлагали в нашем городе выступить по любой общественно значимой проблеме).

Вы уверенны, что цель проекта - воспитать "советского человека" как в почти одноимённой "Педагогической поэме" Макаренко? Так ведь там воспитание основывалось на личном примере и труде. А тут?

Может быть цель проекта: сформировать мировоззрение детей в соответствии с идеями озвученными в почти одноимённой работе ВП СССР "Нам нужна иная школа"? Так ведь там совсем другие навыки на первое место ставились, но ни как не перьевое письмо.

И ещё, может быть не совсем в тему. Но почему этот проект стало двигать "Познавательное" ТВ? Откуда у Войтенко средства к существованию? Не верю, что их проект существует на пожертвования. Точно так же как и проект Старикова. Не верю. Этим людям платят и они отстаивают определённую систему взглядов.

Единственный разумный способ разобраться - это изучать программу проекта. Благо информационную базу они выложили и все (?) их материалы доступны широкой публике.

Итак качаем этот увесистый архивчик и смотрим его содержимое:

  • Первым делом бросается в глаза папка "Dotu". Содержит издание ДОТУ 2004 года (устаревшее). В двух форматах, как если бы это имело принципиальное значение. Это первый "выключатель" думалки, ведь авторы знают ДОТУ, они "свои". Ага, щаз... Логичнее было бы в отдельную папку вынести все связанные темой работы ВП СССР. А это: "Нам нужна иная школа", "Основы социологии" (сложная книга??), "Любовь к мудрости"... А эти книги вообще в подборке присутствуют?

  • Далее мы видим огромный пласт литературы по образованию. И это "выключатель" номер два. Поскольку потребители вряд ли проведут аналитическую работу по изучению предложенной библиотеке и уж вряд ли будут оценивать всю полученную информацию критически. Придётся довериться авторам проекта. Илья Михнюк, например, впечатления человека, который всё это прочитал ну никак не производит.

  • И, наконец, самое интересное: презентация проекта. Если кому-то интересно можно обсудить хоть каждый пункт. Меня же заинтересовал вектор целей этого проекта, а именно пункт "Закрытие проекта".


    Проект будет закрыт когда 80% (на данный момент из 120 000) учебных заведений при организации и построении образовательного процесса станут на практике применять:

    В додидактический период
    Здоровьесберегающая эргономическая инфраструктура, повышающая потенциал развития, здоровья, а так же эффективность труда в учебном и производственном процессе;

    В дидактическом процессе
    Обучающая практика на принципах гуманной педагогики, основанная на знаниях о развитии психофизиологии человека при раздельно-параллельном гендерном образовательном процессе, которая даст ребёнку ключи (методолгию) к самостоятельному освоению знаний и их практическому применения в жизни.

    Генденрный образовательный процесс - звучит как то подозрительно. Если речь не о половой самоидентификации, то всё вроде бы нормально.

    Теперь всё что нам осталось - это найти описание той самой обучающей практики, которая не на словах, а на деле даст детям заявленную методологию самостоятельного обучения новым знаниям. А об этой практике ни слова, напомню работа ВП СССР "Нам нужна иная школа" в подборку не входит, собственной аналитики тоже нет, а ДОТУ и дидактический материал как-то мало вяжутся.

Поскольку мастерклассы уже проводятся, учителей и родителей обучают, можно сделать вывод, что существует закрытая часть (эзотерическая) этого проекта. И кто-то тут думает, что люди, зарабатывающие на желании родителей дать своим детям будущее будут делиться источником своих доходов? А вот вам! Идите читайте десятки книг по образованию или слушайте "нас".
Henson, мне кажется, вы придираетесь.
Устаревшая версия доту. Вы серьезно записываете это в разряд смертных грехов?
Я вовсе не надеюсь на появление советского человека по макаренко - очевидно же что сейчас иное время. Его поэма просто самый известный "бренд" по части воспитания.
Войтенков вряд ли работает за пожертвования их действительно обычно недостаточно. Но и уровень его работ далёк от высокопрофессиональных - все что он делает вполне возможно делать обычному человеку в рамках хобби. Пару раз в неделю съездить на интервью, пару вечеров на видеомонтаж - это вполне может каждый, если хочет. Мне, к сожалению, неизвестно сколько можно собрать за счет просмотров и рекламы в Ютубе. Если рассматривать любую деятельность людей как чей то проект, смешно становится. Медиа мера тоже может быть проект кремля\госдепа\нужно вставить, который если присмотреться ведёт определённую политику и в любой момент может воткнуть провокацию или дезу. И вы. И я. А даже если не чей то проект, то безсознательно подвязаны на эгрегор. Нет, нет, не упирайтесь, подвязаны
"Раздельно-параллельном гендерном образовательном процессе" - "Генденрный образовательный процесс - звучит как то подозрительно. Если речь не о половой самоидентификации, то всё вроде бы нормально." Речь о раздельном воспитании мальчиков и девочек ("не смотрел, но осуждаю"?)
Опять же, любой проект, делающийся более чем 1 человеком, обречен на соприкосновение мировоззрений\воспитаний\интересов и вполне могу допустить, что кто то из проекта - сторонник концепции, кто то - нет. От этого будут расхождения.
Ваша осторожность по части дискредитации концепции мне понятна. Поэтому буду благодарен за раскрытие других недостатков этого проекта. Сам постараюсь изучить работы основателей.
Но мне кажется за дискредитацию еще не брались по настоящему. Думаю, вы сами понимаете, что на данном этапе достаточно сделать нечто один раз, чтобы за одно только упоминание о концепции били в морду или сажали за решётку.
Andy:
Henson, мне кажется, вы придираетесь.
Так и есть. Ибо лучше перебдеть, чем недобдеть. Особенно вопросах формулирования стандарта воспитания детей. Это не значит что я ставлю крест на проекте, просто я хочу быть уверен в том, что моим детям под предлогом обучения методологии познания не создадут аналог вальдорфская школы.

Andy:
Устаревшая версия доту. Вы серьезно записываете это в разряд смертных грехов?
Разумеется нет. Такие вещи решают только в купе со всеми остальными факторами. Ну а если хотите придраться, то дата публикации ДОТУ - это примерная дата ознакомления автора подборки с материалами ДОТУ. Четыре года минимум этот человек не актуализировал свои знания. И не счёл нужным это сделать при размещении подборки на ресурсе проекта.

Andy:
Я вовсе не надеюсь на появление советского человека по макаренко - очевидно же что сейчас иное время. Его поэма просто самый известный "бренд" по части воспитания.
Воспитания советского человека - это ярлык. Ярлык устарел, содержание актуально как никогда. Настоящий коммунизм он ещё впереди.

Andy:
все что он делает вполне возможно делать обычному человеку в рамках хобби. Пару раз в неделю съездить на интервью, пару вечеров на видеомонтаж - это вполне может каждый, если хочет. Мне, к сожалению, неизвестно сколько можно собрать за счет просмотров и рекламы в Ютубе.
Гадать не стану, может он и хороший человек и тогда мне следует преодолеть предвзятое отношение к его работе. А может быть всё таки он в рабочее время ездит писать видео, и тогда вопрос вопрос. В любом случае, на текущий момент, я его классифицирую как имитатора первой волны. Посмотрим чем закончатся его заигрывания с концепцией альтернативной библейской.

Andy:
Если рассматривать любую деятельность людей как чей то проект, смешно становится.
Посмеяться над теорией заговора - это одно. Обсудить по-существу проект - совсем другое.

Andy:
Медиа мера тоже может быть проект кремля\госдепа\нужно вставить, который если присмотреться ведёт определённую политику и в любой момент может воткнуть провокацию или дезу. И вы. И я. А даже если не чей то проект, то безсознательно подвязаны на эгрегор. Нет, нет, не упирайтесь, подвязаны
Проблема не в том, что мы отстаиваем цели, а в том какие цели мы отстаиваем. Моя структура уж точно не замарала себя в подобных "познавательному ТВ" проектах. Озвучим цели, а там посмотрим...


Ну так какие там цели у проекта "Педагогическая поэма 21 века: нам нужна иная школа"?


Andy:
"Раздельно-параллельном гендерном образовательном процессе" - "Генденрный образовательный процесс - звучит как то подозрительно. Если речь не о половой самоидентификации, то всё вроде бы нормально." Речь о раздельном воспитании мальчиков и девочек ("не смотрел, но осуждаю"?)
Видеоролик "Познавательного ТВ" отсмотрел от и до. Изучаю сопроводительную документацию с сайта. Комментарий по ней. В данном случае мне не нравится такая формулировка поскольку "гендерный" только в одном из предложенных смыслов означает то, что мы говорим. Этот термин может так же означать гендерную самоидентификацию детей. То есть всех кто считает себя девочками, вне зависимости от наличия яиц, учить в одном классе, всех остальных - в другом.


Andy:
Ваша осторожность по части дискредитации концепции мне понятна. Поэтому буду благодарен за раскрытие других недостатков этого проекта.
Тема интересная. По мере возможности продолжу анализ.

Andy:
Но мне кажется за дискредитацию еще не брались по настоящему. Думаю, вы сами понимаете, что на данном этапе достаточно сделать нечто один раз, чтобы за одно только упоминание о концепции били в морду или сажали за решётку.
Имитаторы первой волны лишь "Заигрывают". Дискредитация описанным образом невозможна.
Выдержка из записки "ВП СССР (2014.10.21) — О физкультуре и спорте — это не одно и то же и по-разному сказывается на людях, на жизни общества и на его перспективах"
(http://media-mera.ru/kob/vpsssr/2014-10-21-o-fizkulture-i-sporte)
Школа всеобщего обязательного образования калечит подавляющее большинство детей телесно и психически гиподинамией и совместным обучением мальчиков и девочек, хотя генетически заданные программы личностного телесного и психического развития представителей обоих полов различны (это неустранимый биологический фактор), вследствие чего генетически обусловленные особенности возрастной психологии мальчиков и девочек требуют их раздельного обучения по многим предметам. Единственная педагогическая система доктора медицинских наук, профессора Владимира
Филипповича Базарного (ссылка на http://www.hrono.ru/proekty/bazarny/) , реально преодолевшая эти пороки, не востребована Министерством образования и науки РФ, хотя это — единственная в настоящее время система, которая имеет государственный сертификат, подтверждающий её безопасность для здоровья школьников.
Итак, персона Базарного Внутренним Предиктором "одобрена". В указанном ролике Илья Михнюк ссылался на Базарного и в сети много роликов где они вместе.
Конечно, может быть саботаж со стороны других членов Союза за развитие детей http://obrzdrav.ru/o_dvizhenii/management.shtml.
"Так, вот этот мужик дело говорит, вот этот тоже неплох, а делать мы будем следующее...".
Ссылок на хороших людей собрано не мало. И люди, действительно хорошие. Однако, изучать нужно не заявления, а конкретный материал программы обучения. То есть взять конкретную идею, например, Базарного и показать где в их методиках она употребляется.
Одного червячка нашёл в третьей части аудиоверсии книги "Уроки доброты" (Куклачёв)
...однажды нас пригласили в Израиль. Это священная земля. Именно здесь, на этой земле появилась книга - главная книга жизни, написанная высшим разумом человеческого разума - Библия.
фраза "высший разум человеческого разума" звучит довольно странно.
интервью Куклачёва о религии http://www.religare.ru/2_18569.html