Кин-дза-дза! (1986): социально-психологическая фантастика времён СССР, не понятая обществом

Социально-психологическая фантастика времён СССР, не понятая во времена создания, и, как показывает жизнь, не всеми понятая до сих пор.
​Московский прораб Машков (дядя Вова) и грузинский студент Гедеван волею случая попадают на другую планету, очень высокоразвитую технически (телепатия, космические путешествия, телепортация, межгалактическая связь), но внешне напоминающую остатки цивилизации после крупного катаклизма, и обладающую обществом похожих на землян людей с весьма странными обычаями и порядками.

Общество Плюка делится на пацаков и чатлан. Между ними нет никакой разницы, а деление происходит по показанию прибора «Визатора» — по цвету лампочки. Гедеван пытается разобраться: «Это нации?» — «Нет». – «Биологические расы?» — «Нет». «Тогда кто же это?» — «Ты что, дальтоник? Зеленый от оранжевого не отличаешь?».
Чатл — денежная единица на планете Плюк. Отсюда чатлане — «денежные» люди. Пацаки — низшая каста на Плюке. Цак — колокольчик для носа, который носится представителями низшей касты на планете. Эцилопп — полицейский. КЦ — вещество, содержащееся в спичечной головке обычных земных бытовых спичек, имеет огромную ценность на плюке. Обладание КЦ сильно повышает статус, а в зависимости от количества КЦ плюканин занимает определённое место в жёсткой социальной иерархии. Статус даёт ряд привилегий, а внешне выражается в цвете штанов:
  • Жёлтые штаны (богатые жители, имеющие КЦ) — перед владельцем таких штанов пацаки должны приседать особым образом и говорить «Ку» два раза.
  • Малиновые штаны (богатые жители с большим количеством КЦ) — перед владельцем таких штанов пацаки обязаны приседать два раза, чатлане — один. Кроме того, владельцев малиновых штанов запрещено бить по ночам эцилоппам.
  • Голубые штаны (правитель планеты Плюк) — личный бассейн, собственная охрана.
Пепелац — космический корабль, средство передвижения плюкан. Луц — топливо для пепелаца, изготавливаемое из воды. Плюк представляет собой сплошную пустыню. Воду можно купить только за деньги. Один из инопланетян поясняет, что «раньше, когда на планете вода была, мы из нее луц делали; теперь вода закончилась, мы из луца обратно воду делаем». Аналогия с Землёй — сначала злоупотребляем дарами природы для организации вредных производств, а потом будем создавать производства пытаясь вернуть природе изначальное состояние.
Завершает чатлано-пацакский словарь (состоящий из чуть более 20 слов) слова «Кю» — допустимое в обществе ругательство, «Ку» — означающее все остальные слова, и «Ы» — универсальный союз и эмоциональное высказывание.  Зачастую для общения плюкан вполне хватает «Ку» в различных интонациях. В языке землян тоже есть одно общеизвестное слово, которое может претендовать в языке на «все остальные слова». И оно также почти не отличается от другого, но принятого как допустимое в обществе. Да и союзу «Ы» тоже можно найти аналог, служащий универсальной связкой слов в любом предложении. О своеобразной нравственности и морали в плюканском обществе говорит землянину одна из местных жительниц: «Какой дурак на Плюке правду думает? Абсурд».

Дядя Вова и Скрипач (Гедеван) вынужденно становятся артистами на Плюке. Причём их «произведение искусства», представляющее собой песню, составленную из повторяющихся строчек «Мама, мама, что я буду делать? Мама, мама, как я буду жить?» под безобразное пиликанье скрипки, имеет ошеломительный успех. Надо ли здесь упоминать про современную музыку, и как недалеко она ушла от этого хита.

Пища на Плюке соответствующая: «Еда есть?» — «Каша.»«Какая?» — «Пластиковая.»
Мысли о добыче чатлов и КЦ являются основной идеологией плюкан. Процветают коммерческие отношения. Прилетев на планету без воздуха, предприимчивые артисты с Плюка делают землянам предложение:
  • Пацак: «Сейчас планета Хануд копейки стоит. Мы месяц по галактике «Маму» попоём — и планета у нас в кармане, а ещё месяц — и воздух купим. У кого воздуха нет, все сюда насыпятся. Воздух наш. Они будут на четвереньках ползать, а мы на них плевать».
  • Гедеван: «Зачем?»
  • Чатланин: «Удовольствие получать!»
  • Гедеван: «А какое же в этом удовольствие?»
  • Пацак: «Молодой еще...»
Довольно интересна и планета «Альфа» — там цветёт природа, люди умны и красивы. Но плюкан жители Альфы превращают в кактусы без их согласия (перевоспитать не пытаются), а землян просят не портить чистый воздух своим дыханием.
В фильме используется хороший психологический приём, позволяющий со стороны увидеть незаметные в обыденной жизни пороки культуры. Картина оказала заметное влияние на общество, имеет высокий рейтинг как в России, так и за рубежом. Многие фразы стали устойчивыми выражениями. Картину относят к жанру «Киберпанк» наряду с «Пятым элементом», «13 этаж» и «Матрицей».

Фильм довольно наглядно показывает, что высокие технологии, а также «прокачка» эзотерическими техниками способностей организма и интеллекта вполне могут ужиться с безнравственностью людей и низким уровнем организации общества. В конце картины дядя Вова и Гедеван предлагают плюканам лететь на Землю, на что те отвечают: «Меня на планету, где не знают кто перед кем должен приседать? Чушь!» «Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов — то нет цели!». Эх, знали бы плюкане, что в социальном устройстве землян тоже есть и «цветовая дифференциация штанов», и правила перед кем приседать, и кому говорить «Ку».

См.также: «Кин-дза-дза или Путешествие на планету Земля».

24 комментария

Этот фильм смотрел с времени выхода на экран,в глубокой юности мне он нравился!))
Я его и тогда понимал,только в лексике выразить не мог.
Фильм супер можно добавлять в свою коллекцию фильмов, тем более что его появление на этом тематическом сайте не случайно, картина действительно сильна в своём понимании происходящего и сегодня, реально люди не замечают глупости происходящего на самом деле пока им не предоставят пример в какой нибудь юморной форме, это во первых, а во вторых в фильме мы видим не понимание происходящего со стороны землян так как они жили в социалистическом обществе, но за довольно таки короткий срок они привыкли к местным условиям, ну прямо как и мы, жили себе жили как люди, ну или хотябы походили на людей, а теперь превратились в искателей кц (были же люди как люди), а теперь скоты.
Прошу админа выставить фильм 'Город зеро' он тоже в эту тему!
По мне, Город зеро - полтора часа абсурда и безысходности, авторы показывают проблемы в советстком обществе, показывают как трудно из него вырваться, а когда всё-таки вырвались - неизвестно куда плыть. Наверно он отображал мысли людей времён перестройки, но сейчас он только плодит пессимизм.
А где тут трактовка?! Я практически весь фильм расшифровал, но есть ещё недопонятые моменты.
Согласна с Вами, Александр. Мне кажется здесь еще очень много уделяется русскому менталлитету. Эх, мы русские! Нам до всего и всех есть дело. Делаем добро и получаем оплеухи... Себя узнаю. Не понятны мы другим 'цивилизациям'. А сегодняшние события насколько подтверждают идею фильма...КЛАССИКА!!! Украина гадит нам, а мы все пытаемся им хоть как-то помочь. Сильный фильм! В молодости считала его дурью. Сегодня, включил телевизор, смотрела сначала впервые... Мощно!!!
Фильм очень хороший. Понимание его пришло с возрастом. Когда он впервые вышел на экраны в СССР мной по малолетству не был понят и казался скучным. Сейчас смотрю его постоянно, так же как и 'Тот самый Мюнгхаузен'.
Хотелось бы сравнить свое мнение с мнением ВП СССР и по этому фильму. Помните фразу: 'Барон Мюнхгаузен знаменит не тем, что летал или нет на Луну, а тем, что ВСЕГДА ГОВОРИЛ ПРАВДУ!'
По моему это один из самых мощных советских фильмов по воспитанию личности.
Фильм считаю Шедевром. Редкое сочетание таланта режисёра, ярких образо созданых актёрами и замечательного сценария + ещё в том, что это полноценная комедия.
Кин-Дза-Дза в моеё коллекции уже давно. Сейчас даже не могу вспомнить ни одного фантастического фильма, который бы добавил в разговорный язык столько многозначных фраз и звуков )) ну разве что 'Терминатор', да и то вспоминается всего только одна фраза.
Фильм уникальный.Соглашусь с vladddimir-выразить не мог,почему то..
Не так давно посмотрел с молодыми(20-25 лет)-для них бред..
Пацак - кацап - русский, пацак - представитель русской культуры, чатланин - денежный человек- паразит, чатланин - представитель паразитарной культуры.
'Эцилопп' - не правильно, в оригинале 'йацилоп'. Правила чтения как в посте Alfacentavra. Замечено не мной.
Действительно уникальный, прекрасный фильм. Великолепнейшая режиссура, работа художника и кончно работа актёров.
Глубокий остросоциальный фильм. Актуальный как никогда. Прозорливый Данелия.
Город Зеро - гораздо хуже. Заставляет опустить руки. Кин-дза-дза осталвляет хорошее послевкусие. Победила дружба и надежа. И будет побеждат впредь!
Фильм имеет глубокий философский смысл. Раб больше всего боится низвержения порядка, который сделал его рабом. Фраза «Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов — то нет цели!» - принадлежит пацаку - самому бесправному в обществе индивиду. То же мы наблюдаем и у нас. Районы с самым низким уровнем жизни дают наибольшее число голосов за партию власти. Им плюют в харю, а они приседают и говорят нужное число раз 'Ку'. А концепция 'Мертвая вода' для них 'Кю'.
Отчего планета 'Альфа' как-то сиротливо-кратенько, 'мимоходом' обозначена в трактовке подтекста? И в комментариях не 'раскрытой' прошла...... Страшно подумать 'о чем ЭТО авторы фильма 'по умолчанию' оглашают ? :-) А трактовать с позиций КОБ - еще страшнее ? :-)
эх! давно смотрел. Фильм хороший. Если память меня не подводит, то пацаки от чатлан всё же отличаются: чатлане - коренные жители Плюка, а пацаки - приезжие, как я понял с других планет, например артист-пацак, пацак-низший на Плюке потому что родился на другой планете. Ведь когда они прилетели на его родную планету (где нет воздуха) позиции чатланин-пацак поменялись у артистов-инопланетян
'Приключения Гулливера'- 1995гв.-смысл очень похож,особенно последняя часть.
Народ!!! Будьте РАЗ-УМны! Пишите все как-то по сценарию. Хорош писать по шаблонам.
Есть ещё смысл в фильме - все в наших руках, нечего для всех чатлов кукать. Руки есть, голова есть и вперед. А главное конечно-же это ТВОРИТЬ ДОБРО, не бросил ведь пацанов в биде :)
'Незнайка на луне'.Начал читать детям и волосы зашевелились-автор всё знал.
Замечательный фильм!Образ прораба раскрывает всю глубину ,силу ,мудрость и доброту Русской души.
Что-то 'трактовки подтекста' в статье не видать. Это же самый обычный спойлинг. Что этим хотел сказать автор - не понятно...
В этом фильме СКРЫТ самый большой смысл а он таков СССР(тогда) а сейчас Росссия- КОГЦЛАГЕРЬ ДЛЯ НАРОДОВ!
Все просто КЦ это ЦК тогда желтые штаны это привелегии московские,все республики или народы должны кормить Пацаков, Пацаки тогда колбасу жрали на халяву,а сейчас воруют Газ в Смбири в захваченных землях

Пацаки и Чатлане ещё проще Кацапская(Кацап это и есть Пацак) Москва захватившая народы и угнетающая их удерживающая посредством силы НКВД КГБ армии в своем подчинении,свои должны быть обозначены Георгиевскими ленточками или колокольчиками, ну и. т .д Самое интересное что по фильму все сбылось,и Эцилопы появились.... Были Милицией стали Полицией если наоборот прочитать то и получится Йацилоп. Главное делать три раза ПУ и вовремя приседать
люди продолжают смотреть этот фильм и это радует, а со временем приходит и понимание показанного. неважно, что за планета, не важно, что за страна, СССР, Россия, да хоть Турция, отношения везде одинаковые, везде есть свои чатлане или пацаки. Но в одних культурах это сильнее выражено, а в других не заметно на первый взгляд, но все равно проявляется со временем, как отношение к приезжим или к другой расе. не надо строить иллюзий, что где то лучше и есть идеальное общество, даже в идеальном обществе из плохих людей делают кактусы, что бы обезопасить себя от заразы. то есть тоже своя дискриминация, но по другим признакам. исходя из этого, видимо авторы хотели сказать, что невозможно изменить людей, сама природа не создала еще такого человека, что бы он был идеален, но к этому надо стремится, и уметь посмотреть на себя со стороны. даже после пришедшего понимания фильма, некоторые тут же пишут, что они носители духовности и морали, потому что они 'русские- пацаки' или по каким то другим причинам. но все относительно и если начинаешь диктовать другим, что ты лучше, значит вы просто поменялись местами , то есть как в кино, если планета другая, то чатланен должен носить колокольчик в носу. ' А как вы на Земле определяете — кто перед кем сколько раз приседать должен? —Ну, это на глаз… —Дикари!'