52. Полёты на Луну и современные экспедиции на Марс. Есть ли схожие черты?

49K прочитали
Наука
Больше по теме

Если не вдаваться в детали, а посмотреть на ситуацию издалека, то между лунной аферой 1969-72 гг. и современными приключениями американских марсоходов, напрашиваются определённые параллели. Как будто писал все эти истории один и тот же сценарист Голливуда, используя одни и те же шаблоны.

Вот возьмём лунный ровер. В чём было его предназначение? Выполнял ли он какую-либо научную задачу? Нет. Основная задача - устроить "покатушки". Показать зрителям, что на "луноходе" можно кататься, устраивать гонки. Видео из миссии "Аполлон-16" даже назвали "Гонки Гран при". Вы, наверное, помните это видео. Там на радиоуправляемой модели сидит неподвижная кукла высотой около 25 см, которая за два круга (c приближением и удалением от наблюдателя) ни разу не шелохнулась.

Видео проезда "лунного" ровера.

Покатались американцы на луноходе-ровере и бросили его. Свою задачу - развлечь публику - он выполнил.

Конечно, мне скажут, что ровер отъезжал на несколько километров, чтобы собрать лунные породы вдали от места посадки. Но мы-то знаем, что никакой ровер никуда не ездил. Длинные нудные проезды по Луне, когда видна только телекамера на переднем плане и фон, были отсняты методом мультипликации (покадрово) на макетах. Снимут один кадрик, передвинут на несколько сантиметров модельку, снимут другой кадрик. А потом кадрики размножат, каждый по 4 раза. Вот так на 7 минут проезда и наснимали стоп-кадров.

Проезды ровера по Луне в миссии "Аполлон-15" снимались с помощью макетов - уменьшенных копий.
Проезды ровера по Луне в миссии "Аполлон-15" снимались с помощью макетов - уменьшенных копий.

А поскольку снимали в павильоне и места было не так уж много, то ровер всё время кружил вокруг одного и того же места.

Траектория движения ровера в миссии "Аполлон-15".
Траектория движения ровера в миссии "Аполлон-15".

Макеты (уменьшенные копии) используются в кино очень часто. Вот, например, рабочий момент съёмок эпизода в фильме "Назад, в будущее".

Рабочий момент фильма "Назад, в будущее". Съемка макета паровоза и автомобиля.
Рабочий момент фильма "Назад, в будущее". Съемка макета паровоза и автомобиля.

А уж про использование макетов космических кораблей в фильме "Звёздные войны", наверняка, слышали все.

Подробный разбор, как был снят проезд ровера с помощью макетов, вы найдёте в статье "Куклы на Луне".

Советский луноход, в отличие от американского - это целая передвижная научная лаборатория. Он не только изучал особенности лунной поверхности, химический состав и свойства лунного грунта, производя параллельно фотосъемку панорам, луноход замерял радиоактивное и рентгеновское космическое излучение. И, конечно же, осуществлял связь с Землёй.

В состав оборудования "Лунохода-1" входили:

  • Две телекамеры (одна резервная), четыре панорамных телефотометра;
  • Рентгеновский флуоресцентный спектрометр РИФМА;
  • Рентгеновский телескоп РТ-1;
  • Одометр-пенетрометр ПрОП;
  • Детектор радиации РВ-2Н;
  • Лазерный рефлектор ТЛ.
Луноход в Музее Космонавтики на ВДНХ.
Луноход в Музее Космонавтики на ВДНХ.

По планам экипаж лунохода должен был состоять из командира, водителя, бортинженера, штурмана и оператора наведения остронаправленной антенны. Всего было отобрано 14 человек.

Если не вдаваться в детали, а посмотреть на ситуацию издалека, то между лунной аферой 1969-72 гг. и современными приключениями американских марсоходов, напрашиваются определённые параллели.-5

Один из водителей лунохода, В.Довгань, рассказывал, что при управлении с Земли движением лунохода они специально наезжали одной стороной шасси на лунные камни. Но вот что странно, датчик крена при этом не показывал наклона лунохода. Оказалось, что многие "камни" на Луне - это легко рассыпающиеся комья. А вот американцы даже такой простой факт установить не смогли.

"Луноход-1" проработал на Луне 302 земных дня (ноябрь 1970 - сентябрь 1971 гг.). А вот американский луноход (он же ровер) функционировал, согласно легенде НАСА, всего несколько дней. И ни для чего, кроме как покатушек предназначен не был.

Ту же самую историю мы наблюдаем в 2021 году с марсианским вертолётом Ingenuity. Основная задача этого вертолёта - бессмысленные полётики, просто чтобы заинтриговать зрителя - взлетит он или не взлетит? Пролетит несколько метров или кувыркнётся от подпрыгивания? Зарядится ли аккумуляторная батарея от солнечных панелей и сможет ли батарея держать заряд при -90°С?

Вообще-то такие вопросы элементарно просто решаются на Земле, во время стендовых испытаний. В вакуумной камере создается давление "как на Марсе", т.е. в 160 раз меньше земной нормы, разрежение, как в стратосфере на высоте 31-32 км. И в эту камеру запускается вертолёт. Конечно, он не полетит. Думаю, что в НАСА это проверяли и знали точно, что не полетит. Но такое ощущение, что в НАСА полностью потеряли чувство реальности.

Вертолет набирает высоту благодаря опоре на воздушную подушку, создаваемую быстро вращающимися лопастями основного винта. Каждая лопасть несущего винта представляет собой, по сути дела, крыло, имеющее аэродинамический профиль. При вращении возникает аэродинамическая сила, приложенная к каждой лопасти и, как их сумма - общая сила, приложенная к винту, и через него - ко всему вертолету. Сила эта всегда перпендикулярна плоскости вращения винта. С набором высоты плотность воздуха уменьшается и уменьшается аэродинамическая сила. Потолок высоты составляет 4-6 км. Максимальная высота, на которую смог подняться вертолет - 12 442 м. Эту высоту набрал в 1972 году французский легкий вертолет Aérospatiale SA 315B Lama, разработанный для высокогорных районов Индии и Непала. И то, для этих целей после запуска двигателя с вертолёта (для облегчения веса) была снята аккумуляторная батарея и стартёр.

А уж подержать сутки-другие заряженные аккумуляторы в морозильной камере и проверить их ёмкость после этого - вообще элементарно просто. Так что я не понимаю, зачем из таких элементарных вопросов создавать интригу? История конструирования вертолётов насчитывает уже более 100 лет. Все параметры полёта легко рассчитывается. Отрицательный ответ напрашивается сам собой.

По-видимому, это всё делается ради шоу, ради спектакля. Голливуд уже приучил зрителей по всему миру, что не надо обращать внимание на технические "пустяки", главное - получать эмоцию от фильма.

В голливудских фильмах актеры, когда разговаривают в машине за рулем, никогда не смотрят на дорогу. В обойме пистолета у главного героя бесконечное количество патронов. В фильме "Кинг Конг" раздетая девушка не мёрзнет зимой на морозе в одной ночной рубашке, а только смеется.

Кадр из фильма "Кинг Конг", 2005 г.
Кадр из фильма "Кинг Конг", 2005 г.
Девушке зимой не холодно а в лёгком платье.
Девушке зимой не холодно а в лёгком платье.

Так и марсианские экспедиции нужно оценивать не умом, а сердцем - тронула ли вас, как зрителя, душещипательная история, рассказанная работниками НАСА? Переживали вы или нет? А то, что есть какие-то нестыковки и несоответствия физическим законам - всё это пустяки! Вы посмотрите, какую радость получили все те, кто следил за высадкой на Марс (где-то в центре управления полётом) - как они ликовали и аплодировали!

Радость по поводу посадки на Марс.
Радость по поводу посадки на Марс.

И это была реакция на обычный мультфильм, точнее, на компьютерный рендеринг. Всю посадку на Марс изобразили с помощью изготовленного на компьютере мультфильма.

Посадку на Марс показывали в виде мультфильма.
Посадку на Марс показывали в виде мультфильма.

И посадку на Луну в прямом эфире в 1969 году показывали по телевидению тоже в виде мультфильма. Это была как бы реконструкция события. В кадре мы видим макеты, изготовленные Ральфом Мак Куори, который впоследствии стал художником-постановщиком на картине "Звёздные войны".

Посадку на Луну в 1969 году показывали по телевидению в виде макетов.
Посадку на Луну в 1969 году показывали по телевидению в виде макетов.
Осталось 55 секунд до касания с лунной поверхностью.
Осталось 55 секунд до касания с лунной поверхностью.
За несколько секунд до касания "лунной" поверхности.
За несколько секунд до касания "лунной" поверхности.

Здесь можно посмотреть видео прилунения.

Есть такой фильм "Хвост виляет собакой", 1997 года. Хотя все события в фильме вымышлены, но они вполне реальны. Чтобы отвлечь внимание общественности от сексуального скандала, связанного с президентом США, срочно вызывают специалиста по нештатным ситуациям, который решает инсценировать небольшую войну. Специалист, в свою очередь, привлекает известного голливудского продюсера, и вдвоем они организуют шоу в мировом масштабе с истинно голливудским размахом (участие Америки в войне с Албанией)!

Когда видишь кадры высадки на Луну и посадку на Марс, то создаётся ощущение, что всем этим действием руководит некий голливудский продюсер. И его не волнует научная выверенность показанных процессов, он работает по своим шаблонам. Эти шаблоны не раз приносили ему успех и огромную кассу по всему миру. Для продюсера главное - эмоциональное шоу. Поэтому он не заботится о научной достоверности - он снимает своё фантастическое кино по законам кинематографа.

Вот возьмём хотя бы момент стыковки космических кораблей. Ту стыковку, которую якобы осуществляли "Аполлоны" во время полёта к Луне, пока никто повторить не смог.

Согласно официальной версии НАСА, полёт на Луну выглядит следующим образом: с Земли стартует огромная ракета-носитель, высотой более 100 метров, состоящая из трёх ступеней. Первые две ступени нужны, чтобы вывести ракету на орбиту Земли. Внутри третьей ступени находятся три самостоятельные ракеты, которые называются космическими кораблями.

Старт "Аполлона-11".
Старт "Аполлона-11".

Синеватого цвета цилиндр на самом верху ракеты - это и есть независимый космический корабль (со своим двигателем), называется он командный отсек. А под ним (внутри третьей ступени ракеты-носителя) находятся ещё два маленьких космических корабля. По легенде НАСА, на Луну летят паровозиком сразу три космических корабля (см. следующий рисунок) - командный модуль под номером 1 и лунный модуль, состоящий из двух самостоятельных космических кораблей (2 и 3). Тот корабль, который обозначен номером 1, остаётся на лунной орбите, а связка 2+3 опускается на Луну.

"Аполлон-11" - это связка из трёх ракет: 1- командный отсек, 2 и 3 - лунный модуль.
"Аполлон-11" - это связка из трёх ракет: 1- командный отсек, 2 и 3 - лунный модуль.

Но дело в том, что эти три самостоятельных космических корабля находятся в ракете-носителе (в третьей верхней ступени) в другой последовательности, а не так, как нужно для полёта к Луне: космический корабль 1 повёрнут соплом к лунному модулю (см. нижний рисунок слева). Он расположен так, потому впереди астронавтов находится система аварийного спасения, которая должна выдернуть командный модуль в случае аварии. А значит, после выхода на траекторию к Луне командный отсек "Аполлона" должен развернуться на 180° и перестыковаться.

Схема перестыковки: I — отделение командного (СМ) и служебного (SM) модулей; II — разворот на 180°; III — стыковка с LM-лунным модулем и отделение 3-й ступени ракеты-носителя «Сатурн-5»
Схема перестыковки: I — отделение командного (СМ) и служебного (SM) модулей; II — разворот на 180°; III — стыковка с LM-лунным модулем и отделение 3-й ступени ракеты-носителя «Сатурн-5»

Согласно официальной версии НАСА, Майкл Коллинз на время манёвра пересел в левое командирское кресло, затем с помощью двигателей системы ориентации отвёл "Аполлон" примерно на 30 метров, развернул его на 180° (средний рисунок), произвёл сближение и стыковку с лунным модулем. Модуль находился внутри третьей ступени ракеты-носителя.

Я никак не могу понять при этом простой вещи: если стыковка производилась в ручном режиме, то как Коллинз наблюдал за процессом? Иллюминаторы находятся не впереди, а у него над головой.

Иллюминатор находится над головой.
Иллюминатор находится над головой.

Прямо перед глазами находится панель управления.

М.Коллинз в командном модуле смотрит в иллюминатор.
М.Коллинз в командном модуле смотрит в иллюминатор.

Вот представьте: ситуацию вы подъезжаете к торговому центру на машине и принимаете решение припарковаться. А у вас все окна закрыты непрозрачной тканью и только вентиляционный люк над головой открыт. И вот вы, задрав голову вверх и глядя на небо, начинаете искать место для парковки, разворачиваетесь на 180 градусов и паркуетесь задом. Вот примерно такая же ситуация с перестыковкой лунного модуля.

Командный модуль "Аполлона" в музее. Иллюминатор обведён красной окружностью.
Командный модуль "Аполлона" в музее. Иллюминатор обведён красной окружностью.

После стыковки этот лунный модуль нужно вытянуть из адаптера, а для этого нужно, чтобы командный отсек (командный модуль) начал двигаться в обратном направлении. И, наконец, нужно избавиться от третьей ступени. Стрелки со взрывом (на правом рисунке) показывают отделение третьей ступени ракеты-носителя.

Такая немыслимая по сложности перестыковка до сих пор остаётся фантастикой. НАСА не отсняло на видео эту уникальную операцию, а просто написало в отчётах, что перестыковка была. Но, честно говоря, её не было. Перестыковка осталась лишь на бумаге - на Луну ведь никто и не собирался лететь.

И вот точно такую же фантастически сложную, практически невыполнимую, операцию расстыковки мы видим в истории с марсоходом. Называется финальная стадия расстыковки "небесный кран".

Заключительная часть посадки - небесный кран.
Заключительная часть посадки - небесный кран.

Согласно легенде НАСА, заключительная часть посадки на Марс выглядит следующим образом: спускаемый модуль вместе с ровером приближаются к поверхности Марса. Из сопел спускаемого модуля, это реактивно-тормозная система, вырываются потоки раскалённых газов с температурой около 1000 градусов. Под этими соплами на тросах висит ровер.

Ровер садится на Марс, обдаваемый струёй раскаленных газов.
Ровер садится на Марс, обдаваемый струёй раскаленных газов.

Реактивно-тормозная система зависает на высоте около 20 метров (70 футов), и когда ровер касается поверхности, то он отстреливает тросы крепления и "небесный кран" улетает вверх и в сторону.

Ровер остался на поверхности, а реактивно-тормозная система полетела дальше.
Ровер остался на поверхности, а реактивно-тормозная система полетела дальше.

Что это, если не фантастика в стиле Жюля Верна? Хотя, вероятно, он писал достовернее! На мой взгляд, это просто какое-то кино без претензии на правдоподобность. Как будто эту стадию приземления на Марс придумал не учёный-инженер, а голливудский продюсер.

Мне не удалось найти ни видео, ни какую-либо другую достоверную информацию, что на Земле была отработана операция зависания на высоте 20 метров, да так, чтобы под раскалёнными газами находился ещё и прикреплённый на тросах ровер или какой-либо другой объект. Если вы нашли, буду благодарен за ссылку.

Но зато нашёл много видеосюжетов, как при вертикальной посадке на струе раскалённых газов взрываются "Фальконы" и "Старшипы".

Первая ступень "Фалькона-9" взорвалась при посадке.
Первая ступень "Фалькона-9" взорвалась при посадке.

И это на Земле, когда приземляющийся корабль находится в поле зрения камер и посылает всю телеметрию в Центр управления. А на Марсе, за несколько десятков миллионов километров от Земли - какова вероятность успешной посадки с первого раза? А ведь по легенде НАСА, что "Персеверанс", что "Кьюриосити" 8 лет назад, попали на Марс по одной и той же технологии - с помощью "небесного крана"

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!

ВНИМАНИЕ!

Все сообщения про плоскую Землю - удаляю. Любезные тролли, не оставляйте в комментариях свои любимые высказывания про плоскую землю. Для такой чепухи есть сайт НАСА.